Правовое образование сегодня становится сегодня одним
из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации
отечественного образования.
Вариативность и альтернативность модулей обучения школьников
праву позволили создать в рамках деятельности Российского фонда правовых
реформ целостную систему правового обучения детей, которая сочетает содержание
учебных курсов и психолого-педагогические особенности субъектов образовательного
процесса, предполагающего выработку правовых знаний, умений и навыков у
тех, кому принадлежит будущее страны. Все это в едином комплексе позволит
изменить правовую культуру общества, обеспечить высокий уровень правосознания
его членов.
В рамках проекта «Правовое образование в школе», начиная
с 1997 года, стала разрабатываться система правового обучения школьников
с пятого по одиннадцатый класс, через курсы «Граждановедения» и «Обществознания»,
особенностями которой являются:
- практико-ориентированный подход;
- опора на социальный опыт ребенка;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка
в дальнейшем.
В рамках предлагаемого курса права не предполагается готовить
юристов-профессионалов. Однако, изучив материал правовых образовательных
блоков на протяжении нескольких лет обучения в школе, отработав и закрепив
соответствующие умения и навыки, ее выпускник на достойном уровне сможет
решить жизненный правовой конфликт или даже предотвратить его, защитить
свои права или интересы своих близких, не допустить произвола властей,
конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве в условиях
современных отношений. Правовой курс носит системный характер и предполагает
постепенное усложнение и расширения правовой подготовки на каждом этапе
взросления ребенка.
Учитывая, что современная школа обладает возможностями
с опорой на базисный учебный план создавать свои учебные планы, можно предложить
различные варианты изучения права, начиная даже с начальной школы:
В 1-4 классах – как часть интегрированного
курса образовательной области «Окружающий мир» или небольшой модульный
курс (практические правила поведения и действия)
В 5-6 классах – интегрированный курс «Общество
и Я» пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие
годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла
В 7 классе – вводный правовой курс «Основы
правовых знаний»
В 8-9 классах – систематический курс, который
знакомит с конкретными моделями правового поведения в типичных жизненных
ситуациях. И элективный курс, цель которого – помощь ученикам в осознании
степени своего интереса к предмету и возможности овладения им для осознанного
выбора в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения предмета.
В 10-11 классах – в зависимости от профиля
школы, класса, индивидуального плана обучающегося право может быть представлено
различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», или набор
специализированных модульных курсов «Право и экономика», «Право и политика»,
и т.п., часть интегрированного курса «Человек. Общество. Право», а также
их комбинациями.
Основополагающие идеи новой системы правового образования
изложены в Концепции структуры и содержания правового образования в общеобразовательных
учреждениях, разработанной в рамках проекта «Правовое образование в школе».
С учетом ее основных положений уже подготовлены учебно-методические материалы
для каждой ступени обучения праву. Это и учебники, учебные пособия, методические
книги для учителя, практикумы, сборники задач, хрестоматии, а также аудио-
и видеоматериалы. Разработана целая серия книг для учителей права, используя
которые педагог может подготовить собственный целостный правовой курс с
учетом конкретной аудитории школьников, особенностей региона, проблем школы,
родителей.
В настоящий период созданы системы повышения квалификации
и переподготовки учителей в области права, тьютеры (педагоги-тренеры).
К настоящему времени разработаны региональные концепции
и программы правового воспитания и обучения в разных регионах России, в
том числе и в Брянской области.
Предполагаемый курс ориентирован на приобретение правовых
знаний, нужных каждому человеку буквально во всем: труде, личной жизни,
имущественных, семейных и других отношениях. Начальные юридические знания
должны помочь человеку избежать ошибочных решений и неверных шагов в жизни,
научить, как вести себя с другими людьми, как поступать в тех или иных
правовых ситуациях.
Выполнить эти задачи, возможно осуществляя процесс единства
образования, обучения, воспитания, развития. Первое из составляющих связано
с овладением учащимися системой правовых знаний, умений, которые выступают
в качестве базы для формирования научного мировоззрения гражданина. Второе
– обучение – нацелено на выработку интереса к праву, его уважение и соблюдение,
закладывая основы правовой культуры. Третье – правовые знания несут и воспитательную
функцию, влияя на поведение учащихся, в частности формируют отношения к
правовым ценностям общества, к собственному поведению, облегчая его коррекцию,
способствуют накоплению социально-правового опыта. Четвертый критерий –
правовое развитие – предполагается совершенствовать через выявление и разрешение
противоречий, используя при этом юридические знания, полученные в процессе
обучения.
Предполагаемый правовой курс состоит из 7 разделов, включающих
54 темы. Основное внимание уделяется вопросам теории права, рассматриваются
наиболее важные аспекты государственного, гражданского, трудового, семейного,
административного, уголовного права.
Сгладить объективные трудности данного курса возможно
путем проблемного изучения материала, чередуя обзорные лекции с практическими
и семинарскими занятиями, тестированием и т.д., которые побуждают к размышлениям,
обобщениям, поиску нестандартных решений.