[На главную]

Мысли вслух о школе
Эссе "Моя новая школа"
Кононов Константин Владимирович

В последнее время деятельность образовательных учреждений все более привлекает к себе внимание общественности. В средствах массовой информации часто обсуждаются проблемы школьного образования, при этом утверждается идея о том, что российское образование, как и другие сферы жизни общества, переживает на данный момент не лучшие времена. Тем не менее, я думаю, что школу сегодня можно рассматривать как одно из главных действующих лиц в развитии гражданского общества в России. А чтобы выполнить эту миссию, современная школа должна стать активной.

Активная школа - это школа, осуществляющая усиленную деятельность во имя ребенка и для ребенка. В этих целях она:
- организует множественные целенаправленные взаимодействия (как внутри, так и во вне), способные обеспечить условия для комфортного и безопасного пребывания ребенка в данном учреждении;
- открывается позитивному влиянию окружающей среды;
- не допускает возрастной дискриминации и наделяет ребенка правами, позволяющими ему достигать самореализации уже в юном возрасте (вопреки бытующей логике: «Сегодня ты - ученик, а жизнь начинается за порогом школы»);
- отрицает существующую практику вертикальной передачи определенных знаний, круг которых очерчен группой взрослых людей, отчужденных от школы, имеющих к ней опосредованное отношение, и понимает, что необходимо организовать освоение того знания, которое интересно и актуально для ребенка, нужно в его сегодняшней жизни, имеет связь с особенностями данного образовательного учреждения;
- ориентируется на изменение способов и стратегий обучения, смещая акценты в сторону освоения техник поиска и обработки информации, структурирования образовательных данных и др.

Я уверен, что все это требует изменения модели образования, его духа, без этого невозможно двигаться дальше.

Между тем современное российское образование (в своем большинстве) продолжает во многом воспроизводить в молодых людях туже модель жизненного поведения, что и раньше. Мы по-прежнему делаем упор на «предметы», по-прежнему воспитываем в учениках дисциплину, готовность беспрекословно выполнять приказы начальства... Нам необходимо отойти от авторитарной модели «ученик-учитель». Изменить содержание учебных курсов, методики преподавания и мышления учителей. Поощрять свободный диалог и доступ к альтернативным концепциям, развивая в школьниках независимое мышление и личную инициативу...

Таким образом, именно это позволит школе выполнить свои основные миссии: интеллектуальную, заключающуюся в том, чтобы дать возможность каждому ученику максимально развить свой потенциал в школьные годы и выработать непреходящую любовь к учению, которая не угаснет и по окончании школы; и гражданскую - подготовить всех учащихся к жизни в обществе и сделать их ответственными и продуктивными участниками социальных процессов - как в своей семье, так и в местном сообществе, и в государстве в целом.


Hosted by uCoz