В последнее время деятельность образовательных
учреждений все более привлекает к себе внимание общественности. В средствах
массовой информации часто обсуждаются проблемы школьного образования, при
этом утверждается идея о том, что российское образование, как и другие
сферы жизни общества, переживает на данный момент не лучшие времена. Тем
не менее, я думаю, что школу сегодня можно рассматривать как одно из главных
действующих лиц в развитии гражданского общества в России. А чтобы выполнить
эту миссию, современная школа должна стать активной.
Активная школа - это школа, осуществляющая
усиленную деятельность во имя ребенка и для ребенка. В этих целях она:
- организует множественные целенаправленные взаимодействия (как внутри,
так и во вне), способные обеспечить условия для комфортного и безопасного
пребывания ребенка в данном учреждении;
- открывается позитивному влиянию окружающей среды;
- не допускает возрастной дискриминации и наделяет ребенка правами, позволяющими
ему достигать самореализации уже в юном возрасте (вопреки бытующей логике:
«Сегодня ты - ученик, а жизнь начинается за порогом школы»);
- отрицает существующую практику вертикальной передачи определенных знаний,
круг которых очерчен группой взрослых людей, отчужденных от школы, имеющих
к ней опосредованное отношение, и понимает, что необходимо организовать
освоение того знания, которое интересно и актуально для ребенка, нужно
в его сегодняшней жизни, имеет связь с особенностями данного образовательного
учреждения;
- ориентируется на изменение способов и стратегий обучения, смещая акценты
в сторону освоения техник поиска и обработки информации, структурирования
образовательных данных и др.
Я уверен, что все это требует изменения
модели образования, его духа, без этого невозможно двигаться дальше.
Между тем современное российское образование
(в своем большинстве) продолжает во многом воспроизводить в молодых людях
туже модель жизненного поведения, что и раньше. Мы по-прежнему делаем упор
на «предметы», по-прежнему воспитываем в учениках дисциплину, готовность
беспрекословно выполнять приказы начальства... Нам необходимо отойти от
авторитарной модели «ученик-учитель». Изменить содержание учебных курсов,
методики преподавания и мышления учителей. Поощрять свободный диалог и
доступ к альтернативным концепциям, развивая в школьниках независимое мышление
и личную инициативу...
Таким образом, именно это позволит школе
выполнить свои основные миссии: интеллектуальную, заключающуюся в том,
чтобы дать возможность каждому ученику максимально развить свой потенциал
в школьные годы и выработать непреходящую любовь к учению, которая не угаснет
и по окончании школы; и гражданскую - подготовить всех учащихся к жизни
в обществе и сделать их ответственными и продуктивными участниками социальных
процессов - как в своей семье, так и в местном сообществе, и в государстве
в целом.